Меня регулярно спрашивают, как, чем и, главное, зачем я обрабатываю фотографии в HDR. Попробую рассказать.
Зачем нужен HDR? Немного теории
Как известно, человеческое зрение - штука значительно более сложная, чем любая современная фотокамера. Любой начинающий фотограф, снимая, например, закат на морском берегу, имел возможность в этом убедиться. Глаз видит картину в целом - и удивительные облака в небе, и фактуру камней на берегу, и блики на волнах, - но возможностей фотокамеры не хватает для того, чтобы запечатлеть все это на одном кадре. На фотографии получаются либо отличные облака с катастрофически темным берегом, либо отлично снятые прибрежные камни с пересвеченным небом.
Происходит так потому, что одна из важных для восприятия изображения характеристик - так называемый динамический диапазон, или фотографическая широта, - у любого фотоаппарата значительно ниже, чем у нашего глаза. Фотоаппарат (неважно, пленочный или цифровой, зеркальный или компактный) способен "увидеть" сравнительно узкую часть диапазона освещенности объекта и при съемке объектов, имеющих значительный перепад освещенности, не сможет одинаково хорошо передать контраст и самых ярких, и самых затененных его участков.
До наступления эпохи цифровой обработки фотографий расширять динамический диапазон изображения было черезвычайно сложной задачей. Фотографы использовали специальные фотоматериалы, разнообразные фильтры (в том числе и градиентные), хитрые технологии печати и другие разнообразные, дорогостоящие и трудоемкие средства. Сейчас же сделать изображение с высоким динамическим диапазоном, High Dynamic Range Imaging - HDRI (или просто HDR), легко и просто.
Что снимаем?
Технология HDRI наиболее уместна при съемке пейзажей и интерьеров - в тех случаях, когда в одном кадре находится несколько объектов с разной степенью освещенности. Неплохой результат можно получить, снимая пейзаж при переменной облачности, на закате или восходе, делая акцент на фактуре и цвете неба и облаков. Очень интересными будут съемки в тоннелях, пещерах или любых слабоосвещенных крупных объемах. Всех случаев применения этой технологии перечислить я не возьмусь - экспериментируйте.
Как снимаем?
Для создания изображения с высоким диапазоном яркости одной фотографии недостаточно - нужно сделать как минимум три кадра (еще лучший результат можно получить с пятью изображениями, но для простоты мы будем рассматривать пример с тремя).
Итак, выбираем объект и снимаем три кадра с разной выдержкой. Удобнее всего использовать для этого режим серийной съемки с компенсацией экспозиции, имеющийся, кажется, у всех современных зеркалок и значительного количества компактных камер.

В приведенном примере настроек мы снимаем наш пейзаж серией в три кадра с брекетингом в два стопа, однако, на практике, для достижения интересного результата бывает достаточно и одного. Весьма желательно снимать и делать дальнейшую обработку фотографий в формате RAW. Разумеется, если мы снимаем в условиях недостаточной освещенности, нам, скорее всего, понадобится штатив.
Стоит помнить также, что при съемке HDR лучше избегать движущихся в кадре предметов - пешеходов, автомобилей, колышущихся на ветру веток деревьев и тому подобного - при совмещении кадров мы будем получать нежелательные артефакты.
В результате мы имеем "недодержанный", "нормальный" и "передержанный" кадры:
Обработка HDR-изображения
Существует значительное количество программ для создания HDR-изображений, но лично я предпочитаю использовать Photomatrix от HDRSoft - это мощная, удобная и, что немаловажно, недорогая утилита, которой мне вполне хватает. На ее примере мы и будем проводить дальнейшую обработку наших кадров.
Загружаем серию из трех наших кадров...

...и настраиваем параметры совмещения фотографий. Photomatrix неплохо справляется с выравниванием фото и вполне удовлетворительно - с уменьшением хроматических аберраций, однако подавлять цифровые шумы я рекомендовал бы чем-то более специализированным:

Как мы видим, результат с пресетом по умолчанию получается уже довольно привлекательным, но Photomatrix предоставляет нам широкий выбор других пресетов (колонка справа), а также весьма хорошие возможности по конфигурированию уже имеющихся пресетов (левая колонка). Не буду подробно останавливаться на опциях тонкой настройки изображения и предлагаю вам поэкспериментировать самостоятельно.

После того, как вы выбрали настройки HDR-изображения, наилучшим образом совпадающие с вашим замыслом, нажмите на Apply, сохраните результат в tiff и открывайте свой любимый редактор для окончательной обработки изображения - кадрирования, устранения мелких погрешностей, создания превьюшек для web и т.п.

Удачи!
Зачем нужен HDR? Немного теории
Как известно, человеческое зрение - штука значительно более сложная, чем любая современная фотокамера. Любой начинающий фотограф, снимая, например, закат на морском берегу, имел возможность в этом убедиться. Глаз видит картину в целом - и удивительные облака в небе, и фактуру камней на берегу, и блики на волнах, - но возможностей фотокамеры не хватает для того, чтобы запечатлеть все это на одном кадре. На фотографии получаются либо отличные облака с катастрофически темным берегом, либо отлично снятые прибрежные камни с пересвеченным небом.
Происходит так потому, что одна из важных для восприятия изображения характеристик - так называемый динамический диапазон, или фотографическая широта, - у любого фотоаппарата значительно ниже, чем у нашего глаза. Фотоаппарат (неважно, пленочный или цифровой, зеркальный или компактный) способен "увидеть" сравнительно узкую часть диапазона освещенности объекта и при съемке объектов, имеющих значительный перепад освещенности, не сможет одинаково хорошо передать контраст и самых ярких, и самых затененных его участков.
До наступления эпохи цифровой обработки фотографий расширять динамический диапазон изображения было черезвычайно сложной задачей. Фотографы использовали специальные фотоматериалы, разнообразные фильтры (в том числе и градиентные), хитрые технологии печати и другие разнообразные, дорогостоящие и трудоемкие средства. Сейчас же сделать изображение с высоким динамическим диапазоном, High Dynamic Range Imaging - HDRI (или просто HDR), легко и просто.
Что снимаем?
Технология HDRI наиболее уместна при съемке пейзажей и интерьеров - в тех случаях, когда в одном кадре находится несколько объектов с разной степенью освещенности. Неплохой результат можно получить, снимая пейзаж при переменной облачности, на закате или восходе, делая акцент на фактуре и цвете неба и облаков. Очень интересными будут съемки в тоннелях, пещерах или любых слабоосвещенных крупных объемах. Всех случаев применения этой технологии перечислить я не возьмусь - экспериментируйте.
Как снимаем?
Для создания изображения с высоким диапазоном яркости одной фотографии недостаточно - нужно сделать как минимум три кадра (еще лучший результат можно получить с пятью изображениями, но для простоты мы будем рассматривать пример с тремя).
Итак, выбираем объект и снимаем три кадра с разной выдержкой. Удобнее всего использовать для этого режим серийной съемки с компенсацией экспозиции, имеющийся, кажется, у всех современных зеркалок и значительного количества компактных камер.
В приведенном примере настроек мы снимаем наш пейзаж серией в три кадра с брекетингом в два стопа, однако, на практике, для достижения интересного результата бывает достаточно и одного. Весьма желательно снимать и делать дальнейшую обработку фотографий в формате RAW. Разумеется, если мы снимаем в условиях недостаточной освещенности, нам, скорее всего, понадобится штатив.
Стоит помнить также, что при съемке HDR лучше избегать движущихся в кадре предметов - пешеходов, автомобилей, колышущихся на ветру веток деревьев и тому подобного - при совмещении кадров мы будем получать нежелательные артефакты.
В результате мы имеем "недодержанный", "нормальный" и "передержанный" кадры:
-1 EV | 0 EV | +1 EV |
Обработка HDR-изображения
Существует значительное количество программ для создания HDR-изображений, но лично я предпочитаю использовать Photomatrix от HDRSoft - это мощная, удобная и, что немаловажно, недорогая утилита, которой мне вполне хватает. На ее примере мы и будем проводить дальнейшую обработку наших кадров.
Загружаем серию из трех наших кадров...
...и настраиваем параметры совмещения фотографий. Photomatrix неплохо справляется с выравниванием фото и вполне удовлетворительно - с уменьшением хроматических аберраций, однако подавлять цифровые шумы я рекомендовал бы чем-то более специализированным:
Как мы видим, результат с пресетом по умолчанию получается уже довольно привлекательным, но Photomatrix предоставляет нам широкий выбор других пресетов (колонка справа), а также весьма хорошие возможности по конфигурированию уже имеющихся пресетов (левая колонка). Не буду подробно останавливаться на опциях тонкой настройки изображения и предлагаю вам поэкспериментировать самостоятельно.
После того, как вы выбрали настройки HDR-изображения, наилучшим образом совпадающие с вашим замыслом, нажмите на Apply, сохраните результат в tiff и открывайте свой любимый редактор для окончательной обработки изображения - кадрирования, устранения мелких погрешностей, создания превьюшек для web и т.п.
Удачи!
16 comments | Leave a comment