Dmitry A. Oleynik (agaspher) wrote,
Dmitry A. Oleynik
agaspher

Этот собор - мой. Самый первый собор, который я увидел в детстве. Еще в коляске меня возили гулять в Польский сад, и по дороге я видел силуэт собора. В отличие от Никольского, Петропавловского и, уж тем более, Исаакиевского, он был не параден - он просто всегда здесь был. Это самый большой дом моего детства.

Поднимаясь на коллонаду Исаакия с отцом, лазая по крышам с друзьями чуть позже, заходя к коллегам в высотки сейчас, я первым делом ищу Троицкий. Два пальца от него, между башенкой и трубой - мой дом.



Мать мне рассказывала, что раньше, в ее детстве, купол собора был покрыт золотыми звездами. Я не верил - как так можно? Бывают соборы золоченые, бывают, как Троицкий сейчас, - синие, бывают зеленые, медные, ржавые, даже крытые дранкой бывают, а вот звезды... Моя мать, впрочем, - мечтательница, и верил я ей не всегда.



Собор мне всегда казался тяжеловесным, приземленным каким-то и каким-то простецким. Было очень неловко за него - вон, у других есть и золоченая Лавра, и Кронштадский собор с рыбами, и шпили, и звонницы, а этот - ну, что с него взять? И построил его не Монферран, а Стасов, и находится в нем склад какой-то, а не музей (я знал только один действующий собор - Никольский, и он казался мне каким-то исключением из правил). И однажды, когда мне было лет, что ли, семнадцать, возвращаясь на рассвете с романтического свидания по набережной Фонтанки, я увидел Троицкий в свете встающего солнца. Куда-то делась вся его тяжеловесность, приземистость и простота - собор оказался розовым и легким. Колонны дрожали и прыгали, вся эта белая громада колебалась в воздухе, готовая взлететь, и весь собор был именно таков, каким положено видеть мир в семнадцать лет.



К слову сказать, на закате Троицкий - точно такой же, только подходить к нему нужно с запада.

Я никогда не был внутри собора. Сначала, когда в нем обретался традиционный склад или подобное учреждение, вход туда был заказан. Потом... потом его передали церкви. Друзья рассказывали мне, что несколько раз им посчастливилось попадать на купол - в те времена, когда склад уже вывезли, а попы еще не пришли, - а женщина, в которую я был почти безответно влюблен, рассказывала, что ей как-то довелось заниматься любовью на стропилах купола - "и это было восхитительно", - но сам я ни разу на него не поднимался.

И, кстати, окурок тоже бросил не я.



Я увидел пожар в тот момент, когда уже обвалился купол, - с площади Ломоносова. За пять минут до того, как на Питер хлынул ливень - резкий, грозовой и запоздавший. Молний и грома не было - только дождь, крупный и частый.

На всей набережной стояли люди. Негромко переговаривались, смотрели на собор, кто-то крестился. На мостах притормаживали - и никто не сигналил. Я схватил фотоаппарат и помчался к собору - из дурацкого желания успеть. Успеть сфотографировать то, что не обрушилось.




Говорят, чтобы восстановить собор, потребуется полтора-два года. При, как это принято называть, соответствующем финансировании. Очень хотелось бы верить, да. Хотелось бы.

Subscribe

  • Александра

    Спонтанная фотосессия с прекрасной Александрой. Read the rest of this entry » Originally published at Dmitry A. Oleynik homepage. You…

  • HDR — это просто

    Меня регулярно спрашивают, как, чем и, главное, зачем я обрабатываю фотографии в HDR. Попробую рассказать. Зачем нужен HDR? Немного теории Как…

  • В этом садоводстве притесняют натуралов!

    В этом садоводстве притесняют натуралов! Posted by Дмитрий Олейник on 14 сен 2017, 12:25

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments